Черняховская культура

Черняховская культура — археологическая культура в 100-500 годах железного века. Распространена на территории лесостепного Поднепровья между Донцом и Днестром и Прутом и вдоль Буга, а также на юго-востоке Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии, Болгарии.

Первые древности черняховской культуры были открыты для науки практически одновременно в разных странах. В 1899 и 1901 в селе Ромашки, и в 1900 г. в селе Талалаевка Киевской губернии В. Хвойка провел раскопки «полей погребений», второе из которых и дало название типа памятников. В 1898-1899 гг польский археолог К. Гадачек раскопал поселение Неслухов в верховьях Западного Буга. Вскоре, в 1903 г., И. Ковач исследовал могильник Марошсентана (современное название Синтана где Муреш) в Трансильвании.

Памятники черняховской культуры — бескурганные могильники (поля погребений) и поселения. Оседлые хлиборобоскотарськи племена черняховской культуры жили в больших неукрепленных поселениях. Наряду с этим известны черняховские городища (Городок, Александровка, башмачка).

Население занималось также различными ремеслами, было развито бронзолитейное, зализообробка, ювелирство и гончарство. Посуда производился преимущественно на гончарском кругу. Была развита торговля с римскими колониями, откуда импортировались амфоры, стеклянные кубки, глиняная посуда; в торговых операциях применялись римские монеты.

Большинство исследователей считает, что Черняховская культура создана племенами различного этнического происхождения (даки, сарматы, германцы, скифы, анты или венеды), о которых упоминают древние авторы на территории распространения этой культуры. Черняховская культура была уничтожена правдоподобнее нашествием гуннов в конце IV в.

Самые памятники черняховской культуры на территории Украины: Черняховский и Ромашкивський могильники, Жукивецьке и Ягнятинське поселения.

Черняховская культура — одно из самых ярких культурно-исторических-образований первой половины I тыс. н. н.э. на юго-востоке Европы. В период своего расцвета, который приходится на III — IV вв., Она занимала большую часть современных украинских и молдавских земель и смежные с ними районы Польши, Румынии, России. По подсчетам Е. Махно, только в Украине открыто около З тыс. поселений и могильников этой культуры, где обнаружены сотни жилищ, тысячи захоронений, совершенных по обряду трупосожжения или Захоронение.

Все исследователи черняховской культуры отмечают наличие общих черт, присущих ее носителям: развитую экономику, основой которой были земледелие и ремесленничество; интенсивный обмен с античным миром; близость форм керамики, изделий из металлов и кости размещение поселений на развесистых склонах рек и ручьев, распространение бескурганных могильников. Впрочем существовали и местные особенности — в погребальном обряде, керамике, жилстроительства, что позволило выделить три локальные группы черняховских памятников, связанных с определенными регионами: Северо-Западным Причерноморьем, междуречье Днестра, Прута и Дуная, лесостепной зоне Украины (В. Баран).

Различия материальной и духовной культуры объясняются неоднородностью этнического состава черняховской людей, куда входили ираноязычные скифы и сарматы, которые преобладали в Северном Причерноморье; фракийцы — геты и даки, которые жили в междуречье Дуная и Днестра, где ощущалось также сарматский воздействие; восточнославянские антские племена, связанные с лесостепной зоне Украины; готы — восточногерманские племя, следы пребывания которого обнаружены в Западной Волыни, верховьях Южного Буга, а также в отдельных регионах Северного Причерноморья.

Впервые антропологический материал из захоронений черняховской культуры получил в 1899 г. известный киевский археолог В. Хвойка во время раскопок могильника у с. Черняхов на Киевщине. Впоследствии костные останки черняховцев были найдены также в других некрополях Украины, Молдовы и Польши.

Анализ краниологических материалов показал, что носителям этой культуры в целом были присущи европеоидные черты: высокая, удлиненной формы черепная крышка, умеренно развитый рельеф, неширокий лица, средний по ширине, четко очерченный нос (Т. Кондукторова). Однако среди них выделяется несколько морфологических вариантов, «привязанных» к определенным территориям: правобережный надднепрянский, левобережный надднепрянский, середненадднипрянских и др.. Это убедительно свидетельствует в пользу тезиса о полиэтнический характер черняховской культуры, которую отстаивают отечественные ученые.

Попробуем на основании групповых морфологических характеристик выяснить роль отдельных этнических компонентов, из которых сложился пестрый конгломерат черняховской населения. Начнем с готов, относительно которых в исторически археологической литературе давно ведутся острые споры. Предметы из Будештського некрополя Криулянського района Молдавии, Черняховская культура, III-IV вв. н. е.

По фольклорной традиции, готы — это выходцы с о. Готланд в Балтийском море. В конце I тыс. до н. е. они по каким-то причинам покинули свою родину и переселились в Южную Балтии.

Во II в. н. е. готы продвинулись дальше на юг, явившись в Мазовии и Подляшье (Польша), в Полесье и на Волыни, где с ними связывают памятники вельбарской археологической культуры. За распространением вельбарской элементов на черняховских памятниках выяснили, что в верховьях Южного Буга готские племена разделились: одни из них двинулись к Черному морю и Приазовья, другие повернули на юго-запад. Появление готов на украинских землях привела к определенным историко-культурных и этнических изменений, произошедших в первой половине I тыс. Установлено, что готы некоторое время возглавляли крупные военно-политические союзы, объединявшие скифов, сарматов, дакогетив и славян. Это обстоятельство дало основание некоторым немецким, польским и русским исследователям считать готов ли не единственным создателем черняховских древностей.

Анализ антропологических данных показывает, что древним германцам, а значит и готам, были присущи черты, характерные для представителей северной ветви европеоидной расы: массивный череп, который характеризуется большим продольным и поперечным диаметром, средняя ширина лица, низкие орбиты, относительно узкий нос. Ни краниологических серия из черняховских некрополей Украины и Молдовы (а их более 20) не имеет такого сочетания признаков. Готский примесь можно проследить разве что на некоторых черепах из могильников, расположенных вблизи сел Косанов (Побужье) и Гавриловка (Нижняя Приднепровье). Поэтому можно согласиться с теми исследователями (Т. Кондукторова, М. Великанова, Т. Алексеева), которые считают, что готы не сыграли существенной роли в формировании морфологических черт черняховской населения. Отметим также, что в конце IV в. часть готов под давлением гуннов была вынуждена покинуть территорию Восточной Европы, остальные растворились среди местного разноплеменного людей, не оставив заметного следа в его материальной и духовной культуре.

Дольше готы оказались в Крыму. Последнее о крымских готов — обитателей пещерных городов Мангуп-Кале, Эски-Кермен и других — упомянуто в письменных источниках второй половины XVI в.

Что же касается вопроса о вкладе восточнославянских племен в морфологический тип черняховской людей, то решить его непросто из-за отсутствия источников: носители «прасхиднословьянських» культур — зарубинецкой, волынско-Подольской и Киевской — применяли обряд трупосожжения, который использовался в украинских землях вплоть до введения христианства (988). Поэтому приходится прибегать к сравнительному анализу краниологических материалов черняховских и древнерусских времен. Хронологический разрыв между ними составляет шесть веков. Но это не так много, учитывая наследственный характер расово-диагностических признаков.

Исследования показали: сборная краниологических серия черняховской культуры Среднего Приднепровья имеет аналоги среди черепов из курганов и грунтовых могильников этого региона, оставленных потомками летописных полян (Т. Алексеева). С другой стороны, ее признаки присущи также краниологических материалов позднескифского времени. Это означает, что, во-первых, в Среднем Приднепровье прослеживается очень глубокая линия морфологического развития: племена скифского времени — черняховцы — летописные поляне, во-вторых, восточнославянские племена существенно повлияли на формирование морфологических черт носителей черняховской культуры.

Скифский морфологический компонент преобладает и в других краниологических сериях с черняховских некрополей Украины. Что касается Прутсько-Днестровского междуречья, то его влияние менее ощутимо: местные племена определялись общей грацильность, очень малыми размерами черепа, узким, невысоким лицом. По выводам М. Великановой, эти черты сформировались на основе фракийского субстрата. Кроме того, в этом регионе зафиксировано присутствие сарматских племен. Так, в могильнике у с. Данешты (Молдова) обнаружены искусственно деформированные черепа.

14.03.2012

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *