Возникновение археологии.

Начала археологии достигают глубины веков, когда люди начали включать старинные вещи и объекты в систему своей культуры, наделяя их магическими свойствами. Исходя из стиля первобытного мышления, можно предположить, что происхождение таких вещей они приписывали мифическим создателям.

Археологические источники свидетельствуют находки у  могил рядом с вещами, которые функционируют в данном обществе, вещей и древних, нередко «модернизированных» для новых потребностей, а письменные — стремление завладеть такими вещами как амулетами. Особенно популярными были кремневые и каменные вещи — «громовые стрелы» и «громовые топоры». Привлекали людей и монументальные сооружения (курганы, мегалиты), а также природные объекты (скалы, пещеры, гроты), имевших на себе печать неестественной деятельности, — изображение, оставленные кем-то вещи. Традиция поклоняться им и осуществлять у них разные обряды сохранялась в течение многих веков. Однако то была далекая предыстория археологии, как и проведение первых раскопок. Письменные источники показывают, что впервые они были осуществлены в VI в. до н. э., но не с научной, а с идеологической целью, последнее вавилонским царем Набонид (556-539) в Нижней Месопотамии и известным афинским реформатором Солоном на Саламине.

Формирование археологии как науки связано с двумя основными моментами: во-первых — осознанием того, что материальные древности являются свидетельствами истории, то историческими источниками, сходными по своей функции на письменные и, во-вторых, — ощущением протяженности истории, которая реализуется в определенных последовательностях. Первые шаги на этом пути демонстрирует античная наука, где возник и сам термин «археология» (буквально — наука о древностях), введенный в обращение философом Платоном (427-348). От Геродота (484-425) берет свое начало традиция подкреплять освещение истории материальными свидетельствами (вавилонская башня, пирамиды и колоссы-статуи Египта, могилы киммерийских царей вблизи Тираса-Днестра), которой в дальнейшем придерживались все выдающиеся историки.

Однако толчком к возникновению археологии стали не эти побеги, а стремление завладеть раритетами — коллекционирование. Оно было довольно распространенным в Риме и привело первый грабительские раскопки для продажи коллекционерам древностей, что, в частности, свидетельствует греческий географ и историк Страбон (на рубеже двух эр).

В эпоху средневековья инициативу коллекционирования перехватила церковь, которая организовала также первые раскопки с целью пополнения своих сокровищниц. Благодаря этому в XVI в. была расчищена одна из самых величественных архитектурных сооружений Древнего Рима — термы Каракаллы (211-217). Накопление древностей в церковных и светских собраниях вызвало появление новой специальности — антиквария, знатока и систематизатора древностей. Именно он стал предшественником археолога, поэтому сутки становления археологии (XV-XVII cm.) Называют антикварным. Тогда были заложены основы музейного дела и многих современных музеев, начало каталогизацию древностей. Тогда же возродилась античная традиция описания монументальных памятников, которые вместе с раскопками заложило основу методики полевых исследований (так археологи называют методику раскопок археологических объектов). Однако осознание познавательных возможностей древностей еще не было, поэтому обращали внимание прежде всего на вещи драгоценные, красивые или такие, которые почему-то вызвали интерес.

Преодоления такого подхода способствовали трагические события 79 г., Когда произошло грандиозное извержение Везу ресничку. Катастрофа вдруг оборвала жизнь в трех цветущих городках Рима — Помпеях, Геркулануме и Стабии, законсервировав его на века. В 1711 г. начались раскопки Геркуланума, а в 1748 г. — Помпей. Событие, известная по письменным источникам, начала открываться трагическими картинами последних минут жизни и одновременно — во всем разнообразии будней: роскошные виллы с фресками и простые дома со всей обстановкой, а нередко и с хозяевами, гостиницы, библиотеки, театры, собаки на цепях и стайки детей в песке … — Все застыло в ужасном стоп-кадре. Трагедия обернулась в пользу археологии, открыв перспективы для воспроизведения повседневной жизни. Эти раскопки оказали большое влияние на немецкого ученого И. И. Винкельмана (1717-1768), побудив его к написанию «Истории древних искусств», благодаря которой он снискал славу «отца археологии». И все же это была лишь веха в процессе становления археологии, в частности одного из ее подразделений — классической (античной) археологии.

19.07.2012

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *