Открытие Помпей

Помпеи — бывший римский город на территории современного Неаполя в Итальянском регионе Кампания на территории коммуны Помпеи. Город погиб в результате извержения вулкана Везувий 24 августа 79 года, похоронил его под тоннами пыли. Сейчас — музей под открытым небом.

 

После масштабных раскопок древний город предстал перед историками и археологами в почти всей своей полноте — от величественных храмов и портиков с общественных туалетов и публичных домов.

Важным местом города был крытый продовольственный рынок Мацеллум, в центре которого устроили бассейн для живой рыбы. По улицам Помпей ежедневно двигались десятки повозок и в мощеных мостовых своими колесами они выбили глубокие колеи.

Спортом помпейцы могли заниматься в здании палестры. В городе было несколько бань. Стабии термы, имели залы с холодной и горячей водой. В городе работали 34 хлебопекарни, которые не только обеспечивали потребности горожан, но и изготавливали хлеб на экспорт. Общественное питание включало 89 термополиумив — древних аналогов современных ресторанов и кнайп.

Развитие города шло годами и в разные исторические периоды. Древнейшая часть города — западная, застроенная еще самнитами, наиболее хаотична. Этот район города прилегает к Морским воротам и Форума. Другие районы появились в римское время и имеют регулярные планировки. Главная улица аристократического района — улица Меркурия. Среди богатых жителей города — Поппи Абит — родственник второй жены римского императора Нерона, Поппеи Сабины. Аристократический район расположен на севере Форума и прилегал к Геркуланумским воротам, последняя вела к дороге Гробниц в сторону виллы Мистерий и вулкана Везувий.  После перекрестка с улицей Стаб улица Фортуны переходила в улицу Ноли. От морских ворот через Форум шла улица Изобилия. Между улицами Ноли и Изобилия археологи оставили значительный участок нераскопаного города для исследований новых поколений ученых и новейшими средствами. Нераскопаним оставили и район к северу от улицы Ноли, Везувианскими и Ноланскими воротами и крепостными стенами.

Форум, созданный еще сабинянами, считался римлянами бедным. По его западной стороне расположены старейшие постройки города — базилика и храм Аполлона. Они отделены от площади стеной.

Форум — перестроили римляне. Это площадь размерами 38 на 157 метров. На этой площади могли собраться все жители города. В южной части форума — здание Муниципалитета, где проходили заседания Совета города. Рядом находился комиций — специальное здание для голосований. Форум вымостили каменными глыбами, с трех сторон украсили двухъярусными колонными портиками, монотонными и спокойными по характеру. Второй ярус портиков использовали как зрительские города во времена праздников или гладиаторских боев, которые тоже устраивали на Форуме. Гладиаторские бои перенесли в амфитеатр, а место площади использовали для монументов римским императорам. Сейчас на площади стоят только постаменты от прежних скульптур и конных монументов, но сохранились надписи с посвящениями.

Лишенным колоннад была северная сторона Форума, на которой расположили помпейский Капитолий (храм в честь Юпитера, Юноны и Минервы). Величественный храм был снабжен терассой трех метров высотой и лестницей наверх, алтарь, боковые конные монументы и сам храм, от которого сохранились лишь колонны переднего портика. Сооружения и монументы на площади были разрушены во время землетрясения 62 года н. э Руководство города провело восстановительные работы, которые так и не успели закончить до 79 года. Покрытие из мягкого туфа заменил травертин. Начали вывоз глыб известняка, добытого в карьерах Казерта. На площади до сих пор лежат каменные глыбы, предназначенные для сводов, стен и «барабанов» будущих колонн.

Городской дом как тип в Помпеях прошел долгий путь развития и вобрал древнеитальянский, эллинистический и римские влияния. Типичный дом финансово успешного помпейца — каменный особняк (на латыни — domus), который был построен на вытянутой земельном участке и имел небольшой сад. (Жилища бедных слоев населения строили из досок — на латыни taberna).

Примерно с 2 ст. до н. э. усилились эллинистические влияния — в помпейских частных домах появились перистили — внутренние дворики, украшенные колонными портиками. Обычно перистиль занимал центральную часть помещения. В этот дворик выходили летние столовые (триклинной), гостиной (екусы) и спальни (кубикулы). Перистиль становился наиболее декорированной частью дома — украшенной в богатых домах мозаиками, фонтанами, скульптурами из мрамора или бронзы, цветами. Атриум имел значение парадной части частного дома. Частный дом выходил на улицу глухой стеной с входным порталом, стены обычно не имел окон. (Все названия домов в Помпеях — условные и современные).

Дом Фавна

Дом раскопан в 1831 году. Современное название получил из-за найденной здесь бронзовой скульптурытанцующего фавна, одну из лучших, сохранившихся с этого периода. Фавн стоял в атриуме. Помпеи основали самниты, уже тогда впервые застроили эту область. В римское время дом перестроили, превратив в дворцовое сооружение с двумя атриумами, двумя перистилямы. Вместе с двумя перистилямы дом Фавна занял площадь около трех гектаров. СОДЕРЖАНИЕ известняка предыдущего периода для построения использовали вулканический туф, легок в обработке. Стены дома Фавна декорированные стенописи строгого стиля (или Первый стиль). Они — имитация цветных камней и мрамора. Чтобы усилить реальность стенописей, их архитектурные детали выполнили лепкой (карнизы, пилястры). Роскошной озобою дома были многочисленные мозаики на полах. Среди них орнаментальные и декоративные композиции. На пороге камнями было выложено приветствие «Наvе» (привет). Среди декоративных мозаик — натюрморт с фруктами и цветами, нильские пейзажи, театральные маски, кот поймал птицу, голуби на чаше с водой, греческий бог Вакх верхом на пантере.

Среди уникальных находок — мозаика Битва при Иссе или Мозаика Александра. Поврежденная во время землетрясения, она создана по образцу более раннего произведения. Оригинал мог принадлежать работе эретрийского художника 4 века до н. е. Филоксена, ученика Никомаха Фиванского. Он создал мозаику на заказ Кассандра около 300 до н. е., согласно показаниям Плиния Младшего. По другой версии, Мозаику Александра первоначально создал художник Апеллес с Колофона, что в Лидии.

Мозаика Александра с 1843 года хранится в Национальном археологическом музее Неаполя. В Помпеях с 2005 года экспонируется копия мозаики, созданная школой-мастерской мозаики в Равенне, которая точно воспроизводит помпейский оригинал по материалу, цветовой гаммой, формой и размером. Стоимость работ по созданию копии составила более 500 тысяч евро.

Частный дом получил название из-за находки большого количества хирургических инструментов. Он раскопан в 1887 году. Дом хирурга находится на Консульской улице возле Геркуланумськои ворот. Сооружение считают одной из древнейших в Помпеях, поскольку ее стены сложены из тесаных глыб известняка на глиняном растворе. Желтоватый известняк добывали в 4 — 3 веках до н. н.э. на берегу Сарно. На улицу Дом хирурга выходил порталом и входом в маленькую лавку. Помещения не мало роскошных декораций, стенописей и мозаик на полах. Но хорошо сохранившееся его планировки, коридор в атриума, четыре спальни (кубикулы), две столовые и сад. Врачи римского периода — обычно образованные греки. В Риме практиковал знаменитый грек-врач Гален, покровителем которого был сам император.

О значительной хирургической практике помпейского хирурга свидетельствуют бронзовые, латунные инструменты. В Помпеях также проводили гладиаторские бои, потому надменные римляне желали видеть, как убивают друг друга их рабы. Но обучаемый гладиатор стоил деньги, а его обладатель не желал скорой смерти раненого актера. Раны гладиаторов лечили хирурги. Последние имели даже некоторые обезболивающие лекарства, которые готовили из растений, среди которых чемерица черная, мандрагора белая, белена черная, опийный мак и т.д.. Ученые предполагают, что сад Дома хирурга использовали для выращивания именно лекарственных растений.

Дом Пансы

Соседний с Домом Фавна — Дом Пансы. Он тоже был застроен еще в Самнитских перод. Древнюю часть сохранили, а к ней пристроили новые комнаты со стороны сада. Сад (и огород) сохранился настолько хорошо, что на поверхности нашли даже грядки. Обладатель специализировался на выращивании цветов на продажу. Грядки были плотно засажени лилиями, розами, фиалками. Цветы шли на изготовление гирлянд, которыми украшали дома, праздничное шествие или захоронения. Обладатели дома тоже занимались прибылью, поэтому долю квартир отдавали временным жильцам, а четыре маленьких магазина — арендаторам. Дом Пансы — типичный доходный дом, возникшие еще в римское время и которые расцветут в годы дикого капитализма.

Дом Серебряного свадьбы

Этот помпейский дом закончили раскапывать 1893 года, когда королевская семья Италии праздновала Серебряный юбилей. В честьэтого события дом в Помпеях и получил свое название. По данным археологов, дом принадлежал богачу самниту — Альбуцию Цельсу. В перистиль помещение Альбуция Цельса выходят все комнаты дома, стены которых украшены стенописями другого стиля. Богатый дом имел даже частные бани со всеми отделениями, которые имели термы римлян.

Исследователей удивило перистиль Дома Серебряного свадьбы, потому что он не очень большой — он производил впечатление величественного сооружения. Исследования показали, что на впечатление сработал театральный эффект: использовали Родосский портик, который описал римский писатель Витрувий в 1 веке н. э. рассматривали перистиль с атриума. Чтобы зрительно увеличить перспективу, отдаленные от зрителя колонны уменьшали в размерах, а их базы немного поднимали над грунтом. Этот театральный способ заново открыли архитекторы итальянцы в 16 в. и начали использовать в построении дворцов эпохи барокко.

Дом поэта трагедий

Напротив Дома Серебряной свадьбы на небольшом земельном участке расположен Дом поэта трагедий. Он имеет традиционное для Помпей планировкой — вход, коридор в атриума тосканского типа, спальни, гостиная и т.д.. Но перистиль вынуждены расположить не в единой оси с атриумом, а справа от него через форму небольшого земельного участка. Но дом произвел на археологов впечатление элегантной дом через стенописи и мозаику в таблинум. На ней — репетиция античной трагедии, которую ведет поэт с актерами. Отсюда современное название дома.

Справа в перистиль выходят просторная столовая и кухня. Стены большинства комнат были фрески, созданные в последний перед извержением вулкана период. Среди них те, которые получили известность еще в 19 веке — «Венера и Амур», «Ариадна, брошенная Вакхом», «Жертвоприношение Ифигении», «Ахилл и плененная Бризеида». Дом нашли и раскопали в начале 19 в. Еще в 1830-е годы Дом поэта трагедий посетил английский писатель Э. Бульвер-Литтон, что 1834 опубликовал свой роман «Последние дни Помпеи». В романе Дом поэта трагедий стал жилищем для персонажа Главка. Бульвер-Литтон еще застал все стенописи и мозаики дома на своих первоначальных местах. Постоянные кражи в Помпеях и желание сохранить фрески и мозаики для Италии побудило снять их и перенести в музей Неаполя.

Дом Саллюстия

Не все дома сохранили первоначальный вид и планировки. Относится к ним и Дом Саллюстия. Его застроили еще в туфовый период, но позже дом перестроили. В старой постройке пристроили новые части, лестницы, в стенах пробивали новые дверные проемы. В Доме Саллюстия в старинной части сохранились стенописи Первого стиля: желтый цоколь, на котором красками создана стена из глыб черного мрамора и лепными карнизами. В римский период новый владелец создал здесь две лавочки. Чтобы увеличить доходы, к дому пристроили еще четыре магазина, которые сдавали арендаторам, хлебную лавку, пекарню с печью и три маленькие мельницы для получения муки.

14.06.2012

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *