Гунны

Впервые о народе гуннов сообщил выдающийся географ, астроном и математик Клавдий Птолемей, живший и творивший в середине II в. н.э. В своей «Географии», которая базировалась на исследованиях его предшественников, он расположил гуннов на Левобережье Днепра, примерно на территории нынешних Полтавской, Сумской и Черниговской областей, между аланами и бастармамы (последние жили в Карпатах).

 

Первое письменное упоминание о гуннах относится к 124 г. н. е., у Дионисия Периегета, который помещает «уннив» (Ούννοι) на западном берегу Каспийского моря. Обширные исследования о европейских гуннов, дошедших до нашего времени, написали Аммиан (конец IV в.), Приск (середина V в.) И Иордан (середина VI в.). Кое-что можно найти в работах Прокопия (середина VI в.).

Византийские авторы приводят несколько вариантов происхождения гуннов. В частности, Филосторгий, который родился приблизительно 365 года, писал (книга IX, 17): «Эти гунны — наверное, народ, который древние называли неврами». Евстафий, который жил в XII в. пишет, что «Унны или Тунны — каспийский народ из племени скифов». Другой позднеримского историк Аммиан Марцелиан, хоть и жил в эти времена (IV в.) О происхождении гуннов ничего конкретного тоже не знает. Книга XXXI, 2: «Племя гуннов, о котором мало известно из древних памятников, живет по Меотийским болотом (Азовское море) у Ледовитого океана и является диким сверх всякой меры».

Центр гуннской державы располагался возле Днепра. Так, Иордан упоминает, что сыновья Аттилы вернулись в те области Скифии, где протекают воды Данапра — Днепра. На своем языке гунны называют его — Вар [2]. Через 500 лет Константин Багрянородный, говоря о Северном Причерноморье, представляет одну из названий Днепра — Варух.

Этнография

Наиболее полно и правдиво из всех авторов того времени описал гуннов секретарь византийского посольства 448 г. Приск Панийский в «Византийской истории», от которой дошли небольшие отрывки, касающиеся гуннов. Приск несколько недель был среди них, описал способы ведения войны, жилье, питание, встреча князя, приемы гостей, княжеские пиры (он вместе с послом Максимином дважды пировал с самим Аттилы), торговые соглашения, назвал около двух десятков имен князей и воевод.

«Поскольку жены у них состоят из различных варварских народов, то и дружинники, кроме своего варварского языка, перенимают друг от друга и гуннские, и готский, и итальянский язык. Итальянский — от частого общения с Римом … »[3]

Политическая история

Круг 370 p. гунны уничтожили алан, сидели возле Меотиды и на левом боку Дону, силу их вырезали, других приобщили к себе и с увеличенными силами бросились на остготов. Переход Днепра гуннами во главе с вождем Баламбер и уничтожение готского государства Германариха большинство историков относит к 375 г. Часть готов во время войны погибла, часть признала превосходство гуннов, а часть (вестготы-визиготы-тервингы) нашла приют в пределах Римской империи на правом берегу Дуная.

Как значительная политическая сила гунны известны в Европе от 377 г., когда закрепились на территории современной Венгрии и установили верховенство над остготами и другими местными племенами. Некоторые исследователи считают, что гунны («союзники») и анти («представители Антского союза») — слова-синонимы, различные названия одного и того же понятия.

Под руководством Аттилы они напали на Византийскую империю, вторглись в Галлию и угрожали Риму.

Битва на Каталаунских полях

Одной из самых известных событий истории гуннов и позднего периода существования Римской империи была битва на Каталаунских полях. Не существует однозначной трактовки результатов этой битвы. Часть исследователей считает, что победа была за гуннами и зависимыми от них племенами (в том числе остготами, аланами и другими), другая — за римлянами и их союзниками (в основном, вестготами). Первые из них доказывают, что после победы гуннов на Каталаунских полях, римляне и их союзники ночью со второго на третий день бежали с поля битвы в неизвестном направлении, оставив Италию без военного прикрытия, что дало возможность гуннам через три месяца после захватить северную часть страны.

Важным доказательством того, что Аттила не потерял сил и не потерпел поражения свидетельствует и то, что ему удалось через год, весной 452, собрав новое войско, напасть на Италию. Он захватил Аквилеи, Конкордия, Алтинум, Патавиум (современная Падуя), разграбил Медиолан (современный Милан) и Тицинум (современная Павия) перед ним открыли ворота Вицетия (современная Виченца), Верона, Бриксия (современная Брешиа) и Бергамум (современный Бергамо) . Однако после встречи с римским епископом Львом I на берегу реки Минц (современная Минчо) Аттила отказался от планов похода на Рим, удовольствовавшись обещанием ежегодной дани. Только смерть Аттилы 453 году остановила его грандиозные планы.

Вторая часть историков отстаивают мнение, согласно которому гунны отступили, а значит, проиграли эту битву. Однако римляне понесли такие большие потери, тоже вынуждены были отступить. В подтверждение этой теории выступает и тот факт, что Аэций, полководец, стоявший во главе римского войска в той знаменательной битве, был удостоен триумфа после возвращения в столицу.

После смерти Аттилы в 453 г. власть гуннов уменьшилась из-за восстания подчиненных им народов.

Азиатская версия происхождения гуннов

Азиатское происхождение гуннов выводится из подобия этнонимов «сюнну» и «гунны».

Первым отождествил европейских гуннов с китайскими хунну французский ученый Жозеф де Гуин (Joseph de Guignes) в XVIII веке. С тех пор многие ученые считают, что гунны — это смесь народов центрально-азиатского происхождения, которая связана с кочевой империи Хунну (Xiongnu), которые были разгромлены империей Хань и вытеснены на запад.

Хунну — кочевой тюркский народ, первые сообщения о относятся ко II тысячелетия до Р. Х. Именно тогда Хунну прошли через Великую Китайскую стену и вторглись в Китай. Белые гунны или эфталиты, родственный народ, нападали на Персию и северную Индию в V и VI веках.

 Этнография

В описаниях современников, а также некоторых более поздних название гунны употребляется рядом с названием болгары-булгары, что указывает на то, что хотя бы в некоторых случаях, но гунны отождествлялись с жителями древней Великой Болгарии, — государства образованной союзом кочевых племен разного происхождения (прототюрки, протоугро-финнов, протословьян) на землях от Волги до Дуная, которая позже распалась на Дунайскую и Волжскую Болгарию, а также на государство на землях современной Венгрии (Хунгария в современных европейских языках). Это дает основания выводить прародине гуннов из Поволжья.

Современные венгры так же как и современные германские народы считают себя потомками гуннов.

Славянская версия происхождения гуннов

Археология не подтверждает переселение больших масс азиатских хунну в Поволжье. На так называемом пути гуннов до Волги гунны мертвых не хоронили, поскольку «остатков палеосибирского типа почти нигде не было найдено, за исключением Алтая»

Сторонники славянского происхождения гуннов, связывают их Черняховской археологической культурой. «Черняховская культура — одно из наиболее ярких историко-культурных явлений в археологии Украины и всей Юго-Восточной Европы. Распространение на огромном пространстве лесостепной и причерноморской зоны однородной культуры, близкой к культуре римских провинций, подъем во всех сферах производства, распространения передовых методов ведения сельского хозяйства, новая идеология и верования — все это выделяет ее из ряда традиционных восточноевропейских культур и привлекает особое внимание исследователей ».

О мощности государственного образования «черняховцев» свидетельствует и отсутствие оборонительных сооружений на поселениях. Известно всего несколько укреплений, которые контролировали на реках важные переправы. В частности, такое сооружение находится в селе башмачка Днепропетровской области, полностью исследована археологами. На сегодня известно около 5000 памятников этой культуры в Украине, раскопано и исследовано около двухсот поселений и могильников.

 История

Славянское происхождение гуннов может объяснить, почему так по-дружески гунны решили помочь антам в борьбе с готами. Гунны вполне органично смотрятся среди перечень славянских племен. Вот что пишет историк VI в. Прокопий Кесарийский в «Войне с готами»: «Мартин и Валериан привели с собой тысячу шестьсот всадников. Большинство из которых были гунны, склавены и анты, которые имеют свои дома с этой стороны Дуная »[11].

В Прокопия есть еще одно произведение «Тайная история» (которую он писал втайне от тогдашней власти), где эта власть изображена в настоящем, без прикрас, свете. Вот две цитаты из «Тайной истории» «… почти каждый год, как Юстиниан (527-565 гг) стал владеть Римской державой, совершали набеги и творили ужасные дела против римского населения гунны, склавены и анти». «… Mидийци и сарацины разграбили большую часть Азии, а гунны, склавены и анти — всю Европу, разрушая до основания одни города, а другие придирчивым образом обобрали денежными контрибуциями».

В своей книге Прокопий описывает мощный поход антов и склавинов на Балканы в 551-552 гг, когда они ужасно разорили Иллирию и Фракию и подошли к Константинополю. В другом месте снова возвращаясь к описанным событиям, он называет участников похода … гуннами.

Есть также исследования, которые утверждают, что племена Савари входили в союз антских племен — предков славян. Савиры участвовали в знаменитой Каталунской битве на стороне войска Аттилы и отличились особой стойкостью и храбростью. А в древней Паннонии (Австрия) в 18 в. существовал город Савария. По мнению М. И. Артамонова вместе с Barcelo (βαρσιλτ, βαγρασικ) савиры были основным населением «царства гуннов» (VI-VII века).

Из рассказа Приска понятно, что народ гуннского царя Аттилы живет поселениями и занимается хлебопашеством, что свидетельствует о оседлый земледельческий характер народа. О домах Приск говорит, что они были искусно украшены деревянной резьбой.

Некоторые исследователи считают, что гунны — это был союз славянских племен, который пришел на смену антов, и сумел объединить племена северного Причерноморья и лесостепи (на территории современной Украины) в борьбе с германскими племенами.

Язык

Очевидно, что рассматривая союз племен различного происхождения трудно говорить о единой язык. Можно говорить только о языке межплеменного общения, о царящей язык. Исследователи прошлого часто пренебрегают этим фактом, пытаясь отыскать гуннские, скифской, булгарский и другие языки. Поэтому такие исследования следует воспринимать с осторожностью.

 Гунская язык

Приск сообщает, что гунны угощали посольство медом и напитком, изготовленным из ячменя, а народ Аттилы и его воинов он называет скифами. Во всей рассказы Приска нет ни слова «гун» или «гунский». В селах скифов посольству давали пищу: вместо пшеницы давали просо, «а вместо вина — так называемый по-туземному мед; слуги, которые были с нами, тоже получали просо и напиток, извлекаемых из ячменя; варвары зовут его« Камос ».

Вот, что пишет Иордан о самом похороны Аттилы, д258: «После того, как он был оплаканный такими стенания, они (гунны) оказывают на его кургане« блюдо », так называют это они сами, сопровождая ее огромным пиром …» Как отмечает Г.Василенко в «Большой Скифии». Слово «блюдо» сохранилось только в украинской, белорусской и словацком языках

 Немецкий язык

Немецкое Hune (хюне или Гюне) — богатырь, великан. По сообщениям немецких ученых, это слово возникло задолго до появления исторических гуннов и засвидетельствовано в германской и готском языках. Иордан называет остготского короля Гунуила, короля Гунимунда и вандальского короля Гунериха, которые получили имена в гуннской нашествия в Европе. А древние авторы сообщают, что славяне были сильными и высокими роста: «Они очень высокого роста и огромной силы», писал Прокопий. В те времена физическая сила часто была решающей в спорах и вызывала уважение. Неудивительно, что cловьян древние германцы могли называть Hunen = Гунны = великаны. Об этом пишет также М. Грушевский со ссылкой на немецкого исследователя Крэка.

В VII-VIII вв. в низовьях рек Эльбы и Одера на германцев жало племя, которое называлось лютичей или великаны. Данные названия могли отвечать их нравы и телосложению (следовательно, для германцев они были Hunen — Гунны).

От германцев название славянского племени — Hunen — попала в К. Птолемея (скорее всего, через купцов), а из-за его «Географию» — до всего культурного греко-латинского мира.

Скандинавские языки

«Куна» на древнескандинавском означает «жена». Не исключено, что для племен северо-германской группы наименование правящей элиты в Украине распространялось на весь народ. Тем более, что в Средневековье скандинавы использовали по Украине название Кунагард («Страна гуннов»).

10.04.2012

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *