Кельты

Кельты — группа племен индоевропейского происхождения, в первом тысячелетии до н.э. проживали на территории Франции, Германии, Швейцарии, Австрии, Чехии, Испании, Северной Италии, Великобритании, Ирландии, части Балкан, Западной Украины.

Упоминания о кельтов в древние времена

Сообщество людей, которое в современной историографии называют древними кельтами, была известна древнегреческим историкам крайней мере с конца 6 века до н.э. Кельтов знали как один из крупнейших варварских народов Европы, который угрожал Элладе и был извечным врагом римлян. Их изображали неоднозначно. С одной стороны, для античных авторов кельты были жестокими дикарями, которые прибегают к человеческим жертвоприношениям и бесчеловечного насилия. Время, немало греков и римлян склонялось перед свободолюбием и моральной неиспорченность варваров, их социальной организацией, в которой первое место отводилось друидам — ​​не столько жрецам, сколько мудрым «варварским философам» кельтов. Отдельные представители античного интеллектуального общественности, например философ стоического направления Посидония, осуществляли длительные путешествия в земле кельтов, ища обучающих примеров устройства социального устройства.

Расселившись от Ирландии до Карпат и Малой Азии, кельты никогда не были монолитной с этнической точки зрения, они не создали единого государственного организма, который мог бы объединить хотя бы часть их завоеваний. По большому счету, кельты не знали и чувства общей идентичности, а к тому же у них не было и единого антропологического типа. Как отмечает Ф. Бродель, с 5 века до н.э. кельты были почти столь же гетерогенные, как современное население, причем эта гетерогенность только углублялась в ходе захватов кельтами новых земель. Однако разные, даже весьма отдаленные друг от друга племена древних кельтов имели общие черты духовной культуры, социальной организации и материального производства, а также использовали близкородственные языки или диалекты.

Кельтские языки, письменность и литература

Языки, которыми общались древние кельты, относятся к древнейших индоевропейских языков. Предполагают, что общая кельтская речь, которая существовала на континенте в начале I тысячелетия до н.э., впоследствии распалась на две основные группы-Q-кельтскую (гойдельскую) и P-кельтскую (бритонскую). Этот раздел обусловлен трансформацией индоевропейского звука qu [kw], который в гойдельских языках с тем переходил на c [k], а в бритонских на p (например, слово «голова» — ceann в ирландской и penn в кимрский). Кельтские языки сохранились доныне как живые языки на крайнем западе Европы. К ним относятся гойдельские (гэльски) языки-ирландской и шотландской, а также бритонский язык-кимрский (валлийский), распространенный в Уэльсе, и бретонский, на котором говорят жители французского полуострова Бретань. Доказано, что язык древних кельтов континентальной Европы, т. н. галльская речь, известна по нескольким десяткам эпиграфических надписей, принадлежала P-кельтской группы.

Письменные памятники древней кельтской языки распространены преимущественно в Галлии и Северной Италии, то есть в регионах, где влияние Средиземноморской цивилизации ощущалось сильнее. Имеющиеся короткие эпиграфические надписи, в частности надписи и легенды на кельтских монетах, подтверждают, что кельты примерно с III в. до н.э. пользовались четырьмя алфавитами: иберским, греческим (в ее массалиотском, ионийском варианте), лепонтийском  и латинском. В I ст. до н.э. употребление письменности становится все более распространенным вследствие усложнения общественных отношений и активизации контактов с Римом. Древние кельты так и не смогли изобрести полноценного алфавита-лишь в IV-V вв. н. е. в Ирландии появилась собственная руническая азбука. Она носила название «огам», поскольку по легенде была даром бога Огмы. Предполагают, что огам был разработан друидами, но не без влияния римской системы школьного образования, которая в то время функционировала в Великобритании. На сегодняшний день исследовано около 350 вырезанных на камне огамическими надписей, которые в подавляющем большинстве содержат только имена кельтской языке, иногда в сопровождении латинского перевода. Ирландцы пользовались огамическими азбукой для разграничения земли, а также для надписей на могильных камнях.

Первые кельтоязычные литературные произведения появляются в VII-VIII вв. Тогда в скрипториях ирландских монастырей были записаны «саги», содержащие огромный массив информации о традиционной культуре кельтов дохристианской эпохи. Термин «сага», который используется в отношении этой группы источников является условным, поскольку в самой ирландской культуре для их определения использовалось слово «scel» — повесть. Большинство саг выглядит как сочетание стихотворного и прозаического изложения, с выразительным доминированием последнего. На сегодняшний день принята классификация саг по циклам, среди которых выделяют четыре: мифологический, героический (уладский), исторический, королевский и цикл Финна. Эти тексты большей или меньшей степени сохранили многочисленные мифологические мотивы, которые находят прямые параллели в описании греко-римскими авторами верований и обычаев древних кельтов.

Название

Даже среди древних авторов не было окончательного согласия относительно названия, которое следует использовать, говоря о древних кельтов. Римляне называли все кельтские племена от атлантического побережья до Малой Азии галлами (Galli). Только для населения северной Галлии (совр. Франции) делалось исключение — их называли белги, хотя и не отделяли от основной массы населения страны. Греки, в свою очередь, называли их кельтами или галатами. Некоторые эллинские писатели пытались как-то разграничить оба этнонимы. Так, Диодор Сицилийский называл кельтами племена левого берега Рейна, т.е. Галлии, а галатами — зарейнских, правобережные племена. Дион Кассий наоборот размещал кельтов справа от Рейна, а галатов слева. Кельтское население Британских островов как греки, так и римляне называли исключительно бриттами, осознавая при этом языковую и культурную близость последних с континентальными кельтами. Население Шотландии (Каледонии) называли каледонцами, а также пиктам и скоттами. Последний этноним применялся также в отношении населения Ирландии.

На рубеже н.э. земли, заселенные древними кельтами были завоеваны Римской державой, а их население ассимилировано. С тех пор «кельты», «Галаты» и «галлы» постепенно сходят со страниц исторических трудов, а с концом античной эпохи полностью исчезают. Однако только для того, чтобы получить новую жизнь через тысячу лет, когда в эпоху Возрождения европейские интеллектуалы начнут искать истоки истории своих народов.

В 1582 г. шотландский ученый Джордж Бьюкенен впервые высказал предположение о общих древних британцев и континентальных галлов и, соответственно, о происхождении шотландской гэльского языка от языка галлов. Дальнейшее оформление этого тезиса совершил бретонский монах Поль-Ив Пезрон, который в своем труде Antiquite de la nation, et des Celtes, autrement appelez Gaulois (1703) доказал, что современные бретонский и валлийский языки родственны с языком галлов времен Юлия Цезаря, известной по отдельным словами и фразами, сохраненными в античных текстах и ​​эпиграфических памятниках. Обнаружив общность, Пезрон впервые назвал «кельтами» с одной стороны племена рубежа н. э., противостоявших римлянам, а с другой — современное население Уэльса и Бретани. В таком терминологическом выборе современные исследователи видят политический подтекст: Бретань, родина Пезрона, находилась под властью Франции, официальная идеология которой уже в начале XVIII ст. признавала галлов предками современных французов. Именно поэтому Пезрон уклонился от употребления названия «галлы», хотя исторических и лингвистических оснований для этого было гораздо больше. Достоверно известно, что этноним «галлы» связан с давньоирландським gal — «лютый, отважный» (а вовсе не с латинским gallus «петух», как это часто утверждается в популярной литературе). Он сохранился в современных ирландской и шотландской языках, которые собственно и называются гэльский, а также в топонимике. В Европе, на землях, где так или иначе зафиксировано пребывания древних кельтов, сохранились многочисленные названия, производные от этого этнонима: Гелтахт в Ирландии, Галлия, как историческое название современной Франции, Галац, город в Румынии, Галиция в Испании и Галичина в Украине и т.д. .

Этногенез

Подавляющее большинство ученых считает прародиной кельтов территорию современных южно-и западногерманских земель: Баварии, Вюртенберга, Гессена и Рейнской области. На основании данных топонимики и археологии, генезис кельтского этноса связывается с культурами эпохи бронзы Рейнско-Дунайского региона: унетицкой (1 пол. II тыс. до н. Э), курганных захоронений (2 пол. II тыс. до н. Е .) и полей погребений (в VIII в. до н. н.э.). Сторонники центрально теории происхождения кельтов полагают, что в нач. I тыс. до н. е. существовала общая кельтская речь, которая была распространена в долине Среднего Рейна, северо-западных предгорьях Альп и на Верхнем Дунае. Именно оттуда, по их мнению, кельты продвигались в Центральную Европу, где смешивались с местным населением. Наряду с этим, существует альтернативная теория, поддерживаемая пока лишь несколькими учеными, согласно которой прародина кельтов находилась на землях Ютландии, побережья Фрисландии и на островах западной части Балтийского моря. Эта версия основывается на сообщении Аммана Марцеллина, который, в свою очередь, ссылался на традицию кельтских жрецов друидов.

В любом случае, отсчет исторического времени для кельтов начинается лишь с гальштатской культуры (VIII-VI вв. До н. Э) первой половины раннего железного века, большинство современных исследователей рассматривается как кельтская или протокельтская. В составе этой культуры также безусловно присутствует иллирийский компонент, который играл довольно значительную, а возможно и доминирующую роль. Гальштаттская культура, получившая свое название от древнего поселения и кладбища на берегу Гальштаттского озера (Швейцария), была широко распространена в Центральной и Западной Европе. Ее носители умели добывать и обрабатывать железо, что придавало им решительное преимущество как в экономической, так и в военной сферах. Кроме того, носители гальштатской культуры считаются первыми всадниками на Западе, где раньше лошадь использовался лишь как тягловая сила. На формирование гальштаттскои культуры значительно повлияли контакты с кочевниками Северного Причерноморья, что прослеживается в погребальном обряде, деталях конского снаряжения, искусстве. Еще одним источником влияния послужили народы Средиземноморья, прежде греки и этруски, которым носители гальштаттскои культуры поддерживали оживленные торговые контакты.

Гальштаттская культура известна своими роскошными княжескими захоронениями, которые указывают на наличие глубокой имущественной и социальной дифференциации. Представителей гальштаттскои знати хоронили в просторных деревянных камерах под курганами (нередко увенчанными каменной «бабой» типично кочевника стилю), на деревянном четырехколесной повозке, в сопровождении большого количества посуды, украшений и оружия, изготовленных из бронзы, серебра и золота , а также остатков ритуальной трапезы — части туши кабана. Самые княжеские захоронения происходят из Уикс (Франция) и Хохдорфу (Германия) и датируются кон. VI в. до н. е.

На рубеже VI-V вв. до н. е. произошли существенные культурные, социально-экономические и демографические сдвиги, вследствие которых в Центральной Европе формируется новый тип материальной культуры, который получил свое название от местечка Ла Тен, расположенного вблизи озера Невшатель (Швейцария). Латенская культура существовала в Европе в течение пяти веков и дала свое название второму периоду раннего железного века.

История

С формированием латенской культуры связан период кельтской военной экспансии. В нач. IV ст. до н. е. кельты перешли Альпы через Малый Сен-Бернар и напали на долину Пад (совр. По), которая была заселена этрусками. Кельты разбили последних около г. Тицины и один за другим стали захватывать этрусские города. По легенде, во время битвы за Клузий, римские послы, которые вели переговоры с этрусками, выступили на их стороне против кельтов, что стало поводом к войне.

18 июня 390 до н. н.э. (по другим данным — ок. 385 г.) у г. Алия кельты под предводительством своего главаря Бренна, разбили римское войско и утром следующего дня овладели беззащитным Римом. После семимесячной осады в крепости на Капитолийском холме, кельты взяли из римлян выкуп и с богатой добычей повернули на север, однако по дороге якобы были разбиты римским войском под командованием Фурия Камилла. В течение 360-40-х гг. е. кельты неоднократно проникали в Среднюю и Южную Италию, опустошали Апулию и Кампанию. Однако это были преимущественно грабительские нападения. Закрепиться кельтам удалось лишь на Севере Италии, в долине Пад. Эта область надолго получила название Цизальпийской Галлии. Здесь возникли богатые кельтские поселения, крупнейшим из которых был Медиоланум (совр. Милан).

На востоке кельтские племена продвигались в сторону Шварцвальд до берегов Дуная, расселяясь на захваченных землях. Часть из них заняла богат железом Норик, племена боев осели в современных немецкой Баварии, чешской Богемии (Boihaemum — «Страна боев»), над Днестром. Оттуда кельты продвигались на территорию Силезии (Польша). Вольки-тектосагы осели в Верховье Дуная, тавриски — в массиве Австрийских и Штирийских Альп.

После 298 до н. э. кельтская волна опустошила Македонию и Грецию. Не имея возможности захватывать хорошо укрепленные города, кельты грабили открытые поселения, захватывая большую добычу. В 280 году до н.э. большая армия кельтов во главе с Бренна ворвалась в Балканского полуострова. Им удалось нанести несколько ощутимых поражений греческим и македонским войскам. В 279 до н. е. кельты разорить легендарное святилище в Дельфах, но при отступлении были разбиты. Позднее они осели в междуречье Савы и Моравы, где образовали т. н. государство скордисков. Кельты заселили и другие местности на Балканах, где вступили во взаимодействие с фракийскими и иллирийскими племенами. Один из кельтских отрядов по приглашению Вифинского царя Никомед переправился через Геллеспонт в Малую Азию, что послужило началом многолетней опустошительной войны, в результате которой была образована кельто-эллинское государство Галатия.

Эпоха миграций завершается примерно в середине III в. до н. э., после чего кельты из захватчиков сами превращаются в объект захвата. В 191 до  н.э. римляне вытеснили из Северной Италии племена бойев, что открыло им путь завоевания плодородных земель в долине По. Значительные военные успехи римлян в Южной и Восточной Испании разрешили им взять под контроль западное побережье Средиземного моря и создали необходимые предпосылки для завоевания Южной Галлии, которое и завершилось в 125 до н. э. Нападения кимвров и тевтонов в конце II в. до н. е., а также военные походы римлян на Балканах подорвали могущество кельтов на Дунае и в Карпатской котловине. Сокрушительный удар кельтским племенам этого региона был нанесен даками, которые между 60 и 45 г. до н. е. разгромили ополчение бойев и Тавриск, в результате чего кельты навсегда потеряли гегемонию в Карпато-Дунайском ареале.

Галлия, которая страдала от борьбы за гегемонию крупнейших племенных объединений, стала желанной добычей для германских вооруженных отрядов, которые впервые были приглашены сюда как наемники одним из кельтских племен.

В 58 до н. е. проконсул Нарбонской Галлии Гай Юлий Цезарь воспользовался межплеменными распрями галлов в течение нескольких лет завоевал всю страну, умело настраивая одни племена против других. Только в 52 до н. е. галлы смогли объединиться во главе с Арверн Верцингеториксом — талантливым предводителем, который сумел нанести Цезарю ощутимое поражение под Герговиею. Однако Цезарь удачными маневрами заставил Верцингеторикса отойти от города Алезии, а затем разбить галльское войско, которое шло ему на помощь. Не выдержав голода, войско Верцингеторикса капитулировал.

В 51-50 гг. е., когда военное покорение Галлии было завершено, страна была превращена в провинцию и в 43 г. до н. е. получила свою новую столицу — Лугдунум (совр. Лион). Галлия не находилась в составе civitate romana, а составляла страну, подвластную ей (in imperio romano). Во времена правления Августа громоздкая галльская провинция была разделена на три самостоятельные административные единицы: Аквитания, Белгика, Лугдунська Галлия. Окончательное оформление структуры провинции и ее администрации произошло уже во времена Клавдия. Под руководством этого же принцепса была проведена удачная операция против Великобритании, которая еще со времен походов Цезаря питалось независимые настроения на континенте и предоставляла убежище бежавшим от римлян. В 43 до н. э. южная часть Великобритании разделила судьбу соседней Галлии, превратившись в римскую провинцию.

10.04.2012

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *