Солютрейская культура

Солютрейская культура, археологическая культура охотничьих племен начальной поры младшего палеолита, название которой происходит от пещерной стоянки Солютре (Solutré), расположенной в Солютре-Пуи (Франция).

Научные радиокарбонни дать изделий указывают на сравнительно короткий, от 1 000 лет, период существования солютре (период примерно 18 000 (иногда 19000) -16 000 годами до РХ, по некоторым другим данным до 15 000 г. до РХ).

Территория

Район распространения типовой солютрейськой культуры — Средняя и Южная Франция. Самостоятельный центр распространения подобной культуры существовал в Восточной и Северной Испании и Португалии. На тундровых землях Северной Франции, Бельгии и Англии памятники встречаются близкие к ранней фазы солютрейськой культуры, но более развитые изделия здесь встречаются редко или вовсе отсутствуют.

Некоторые исследователи считают Солютре характерной только для Западной Европы (Франция, Нидерланды, Германия, Восточная Австрия, Испания, Португалия, Швейцария, Чехия, свободная от ледника Англия), другие полагают, что ее стоянки распространены почти по всей Европе, и включают в нее также одиночные стоянки в Украине (Молодово и др.)..

Природные условия

Северные Таежные и холодостойкие лиственные леса покрывали основные центры культуры: Южную Францию, Испанию и Португалию. Тундра на севере Франции, Германии, Нидерландах и Бельгии. Ледник покрывал всю территорию Британских островов (на то время были соединены с континентах), за исключением южной ее части, Альпы, Пиренеи, Данию и Померанию.

Найденные остатки лошадей (остатки в Солютре около 10 000 лошадей), северного оленя, мамонта (остатки в Преджмост (Чехия) 800-1000 ), пещерного льва, носорога, медведя и тура.

Памятники

Открытие культуры было сделано Габриэль де Мортилье (G. de Mortillet), систематизировал палеолит. Солютрейская культура названа по пещерной стоянкой Солютре во Франции (департамент Соны и Луары) за 57 км к северу от Лиона, 9 км к западу от Макон. Пещеры Les Eyzies и Laugerie Haute и в низших слоях скал Cresswell в Дербишире, Англия. Стоянки небом исследованы во Франции, Нидерландах, Германии, Восточной Австрии и других странах. В Чехии изучены стоянки в Моравии: Дольни Вестонице, Пржедмост и Павлов (вблизи Микулова).

Изделия культуры

Работы солютрейской народа показывают мимолетные стадию искусства между кремневыми орудиями Мустье и костными орудиями мадленской культуры.

Главная особенность распространения наконечников копий и лезвий ножей, сделанных с большим совершенством путем обработки кремень с двух сторон отжимной ретушью. Этот способ отделки кремень состоял в том, что с помощью костяного виджимника с поверхности орудия скалывали тонкие чешуйки. Способ отжимной ретуши зародился раньше, но достиг своего расцвета в солютрейской времена. Отжимная ретушь позволяла изготавливать наконечники стрел и копий, которые были так же тонки, как железные наконечники тех же размеров, что появились позже. Они были достаточно легкими, что позволяло использовать их для метательного оружия. Преобладают формы лавролистих или верболистних наконечников, наконечников с колодкой и с боковой выемкой.

Ведущими формами были прекрасно обработаны удлиненные наконечники, скребки, сверла и небольшие резцы, иногда с зубчиками. Костяные наконечники веретенообразные или скошенной основанием. Встречаются бусы из просверленных зубов.
[Ред.] Хозяйство культуры

Охота загоном было, пожалуй, известным еще в нижнем палеолите. Очевидно, охотники загоняли животных к обрыву, с которого падали вниз и становились добычей людей. Такая же картина накопления костей диких животных наблюдаеться и на других верхнепалеолитних стоянках. Применялись и ловчие ямы. Однако охота на таких крупных зверей, как мамути, вряд ли проводилось с помощью ловчих ям. Пользуясь примитивными орудиями, охотник не мог вырыть очень большую яму, да и пользы от такого метода охоты на крупного зверя весьма сомнительна. Верхнепалеолитне охота осуществлялась коллективом людей, жилища и поселения которых стали нам известны последнее время.

Люди селились на Мысовая террасах, вблизи долин рек, на местах летней и зимней кочевки стад диких зверей (например, в долине Везера (Германия) и его притоков, где проходили стада быков, оленей и лошадей). Здесь устраивались облавные охоты, были ловчие ямы, а в земле, промерзшей выкапывали ямы для длительного хранения мяса. Охотники иногда покидали свои положения, а затем возвращались вновь.

Этническая и расовая принадлежность

Некоторые ученые считали, что культура была перенята народом с востока, из области распространения селетськой культуры, в доказательство чего приводили сходство листовидных наконечников, типичных для той и другой культуры. Однако по радиокарбонних датах между этими культурами равный по крайней мере 11 тыс. лет. Поздняя дата селетських памятников 30 тыс. лет до РХ, а ранняя солютрейськая — 18 тыс. лет до н. Это обстоятельство не позволяет устанавливать прямые связи между селет и солютре.

Другие ученые считали, что культура развилась с приходом народа, переселился из Северной Африки через Испанию. Однако в Испании нет ранней солютрейской индустрии. И такая версия неверна.

Таким образом солютрейская культура была сгенерирована местным творческим народом каменного века. Наблюдения указывают на то, что солютрейская индустрия относится к периоду между развитием граветтянськои и мадленской культуры и частично существует параллельно с граветтскою и ранней мадленской.

Связь с другими культурами

Солютрейская культура граничила на юго-востоке Франции с салпетриерской (по пещере Salpetrier) или роданскою (по г. Рони) культурой. Ее индустрия, вероятно, средиземноморского типа с отличительной особенностью — наличие микролитов.

Своеобразная культура конца ориньякского и солютрейского времени была найдена во Франции в местоположением Ложери От и Абри-Пато. Ее назвали протомадленской, хотя прямого продолжения в мадлен она не находит. Главным в хозяйственной деятельности человека была охота.

Солютрейская культура уступила место мадленской культуры. Открыватель инновационной техники возделывания Креминя, «солютрейци», загадочно исчезли около 15 000 года до н. Стоит вопрос, как технологически перевагаючи кремневые инструменты «солютрейцев» были заменены на костяные инструменты мадленской культуры. Представляется вывод о вторжении народа «мадленцев» и уничтожение более тонкой культуры местных «солютрейцев». Сходство культуры в Северной Америке — Кловис культуры (Кловис солютрейской — Clovis Solutrean) указывает на большую вероятность перехода части «солютрейцев» вдоль края нетающего ледника, возможно убегая от «мадленцев».

21.03.2012

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *