Культура шнуровой керамики

Культура шнуровой керамики (известна также как культура боевых топоров) — название археологических культур позднего энеолита, распространенных в лесной и лесостепной зонах Северной, Центральной и Восточной Европы при кон. С — сер. 2 тысячелетия (в основном 2300 — 1700) до н.э.

Общим признаком шнуровой культуры является керамика, украшенная оттисками шнурка, который накладывали на влажные стенки глиняной посуды, или врезной орнамент на горшках, черпака, мисках, шаровидных амфор с ручками. «Шнуровикы» пользовались шлифованными каменными ножами, топорами, в том числе и боевыми кинжалами, долотами; употребляли украшения из кости и металла.

Местные культуры

Выделяют около двух десятков локально-хронологических групп или культур, например, Саксонско-тюрингском культура в Германии, чешско-Моравская культура в Чехии, злотська культура, межановицька культура на территории, ладьевидный топоров культура и одиночных захоронений культура в Прибалтике и сопредельных районах и др. .

На территории Украины культура шнуровой керамики распространена главным образом на Прикарпатье, Подолье и Волыни, где находятся отдельные группы: Верхнеднестровские (выдающихся памятника в с. Кульчицы, Колпець, Крылос, Комаров, Рокитное, Стратин) Подольская (Билогирка, Поповке, Климковцы , Жуличи, Кутянка) Городокско-здовбицька, возле с. Городок и Здовбица на Ровенщине, распространенная в Западной Волыни от г. Буг по г. Случ; стриживська, с. Стрижей над Бугом, охватывающая Южную Холмщину и Западную Волынь. Близко к культуре шнуровой керамики была среднеднепровская культура, распространенная в сточищи сер. Днепра и Десны.

Этническая принадлежность народов культур

Племена культуры шнуровой керамики — считаются индоевропейцами, но существуют различные концепции о начале их формирования. По одной из них они не были автохтонами в Украине, они пришли вероятно из Центральной Европы, подгорных районов Германии, ассимилируясь с местным населением. Согласно другой версии начало их формирования в степях Восточной Европы.

Поселение культуры шнуровой керамики мало исследованы, также неизвестна этническая принадлежность их племен, за некоторыми исследователями, это должны быть предки славян, балтийцев, германцев и угрофинив (И. Свешников).

Население культуры шнуровой керамики не было однородным по происхождению. Основу его в Восточной Европе составили племена ямной, среднеднепровской культур, в определенной степени традиции трипольской культуры, в Центральной Европе — культур воронковидный посуды, шаровидных амфор. Некоторая общность в материальной и духовной культуре различных групп населения шнуровой керамики объясняется упадком земледелия, развитием скотоводства в связи с ухудшением климатических условий и влияниями со степного юга Восточной Европы.

Описание культур

Население шнуровой культуры жили в полуземляночного и наземных жилищах столбовой конструкции. Покойников в скорченном положении хоронили в грунтовых могилах, курганах или в каменных ящиках. В могилах найдены, кроме покойников, кости животных, украшения, каменные боевые топорики, кремневые орудия, а также остатки блюд в горшочках.

Исследователи культур

Культуру шнуровой керамики исследовали: Г. Оссовский, М. Биляшивский, В. Деметрикевич, Я. Пастернак, Я. Махник, И. Артеменко, Ю. Захарук, Т. Пассек, М. Пелещишин, И. Свешников.

21.03.2012

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *