Городско-здовбицкая культура

Городско-здовбицкая культура-археологическая культура конца III-го — I-й четверти II-го тысячелетия. до н. е., памятники которой распространены на территории Западной Волыни и юга Западного Полесья (Ровенская область, Волынская область, частично Львовская область и юго-восточная Польша).

 

Название культуры происходит от названий сел Городок Ровенского района и Здовбица Здолбуновского района Ровенской области, вблизи которых обнаружены поселения этой культуры. Носителем этой культуры была одна из групп племен культуры шнуровой керамики.

Выявлено 77 поселений, 17 могильных и грунтовых некрополей, разработки камня.

Епонимних памятниками стали поселения Городок и Здовбица.

Культуру выделено И.Свешниковим по материалам исследований 1959-1966 годов. Он разделил открыты памятники на две хронологические фазы — раннюю (Городокский) и позднюю (здовбицкюу). Разделение на фазы подвергаются только раскопанные поселения.

Десять наземных жилищ Городокского этапа исследованы на поселении Городок, еще четыре в Зозовом и Моквинской Майдане. Тип жилья — каркасно-столбовая с двускатной крышей. Вокруг жилья размещались хозяйственные ямы и мастерские по обработке кремня. На окраине Городка найдено яму, где добывался кремень, а также скопления желваков со следами первичной обработки. Обнаружено несколько захоронений под могилами в скорченном состоянии.

Десять жилищ здовбицкого этапа раскопаны на поселениях Зозов I, Зозов II и Здовбица. Они были конструктивно сложные и имели две части — наземную (каркасно-столбовую) и углубленную с материковой лежанкой. Очаги для обогрева и приготовления пищи размещались в наземной части сооружений. Захоронение на позднем этапе устраивали в почве, в каменных сооружениях или в ямах. Покойников укладывали на сторону, несколько скрюченными, головой на запад. Выразительный материал дали захоронения вблизи Здовбица.

Керамика довольно своеобразна. Для ранней фазы основном характерны шаровидные формы с плоскойьповерхностью, декорированные оттисками шнура и насечками. Известны также простые баночки без декора. На поздней фазе формы посуды попадаются (амфоры, горшки, кружки, бокалы), а в глине замечено примесь толченого кремня. Декор — шнуровой. Набор кремневых и каменных орудий оставался типичным для носителей культуры шнуровой керамики: плоские топоры, кинжалы, серповидные и ножеподобные пластинки, шлифованные топоры. С кости изготавливали иглы, наконечники стрел, бусы и подвески. Найдено роговое кирка для добычи кремня. Немногочисленные медные вещи также являются традиционными: верболисты височные подвески, кольцо, рыболовный крючок.

Хозяйство оставалось скотоводческо-земледельческим. Разводили в основном крупный и мелкий рогатый скот, а также лошадей и свиней. Высокого уровня достигли добыча и переработка волынского кремня, коробы из которого использовались в местном хозяйстве и шли на обмен.

Городско-Здовбицкая культура стала основным компонентом поздних комаровской и тшинецкой культуры.

21.03.2012

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *