Вельбарская культура

Вельбарская культура (нем. Wielbark-Kultur, пол. Kultura Wielbarska) — археологическая культура железного века в Польше, которую идентифицируют с готами. Появилась у 20-го года н.э., изменив оксывской культуры, которая была частью пшеворской культуры.

 

На начальном этапе вельбарская культура занимала ту же территорию, что и ее предшественница — оксывской культура — регионы у городов Гданьск и Хелмно. Ее начало отождествляется с прибытием готов со средней Скандинавии в Гданьский залив. Впоследствии культура распространилась в регионы Кашубский и Краеньске озер, и далее на юго-запад в районе Познани. Здесь проживало преимущественно древне польське населения, с небольшими примесями германских племен. Примерно в 190 году н.э. племена готов движутся на юго-восток, распространяясь на левобережье Вислы и в бассейне Западного Буга на территории Мазовии и Люблинщины (Западная Волынь), где автохтонное население относится преимущественно к племенам балтийской языковой группы, с небольшим количеством праполяками (Мазовия) и праукраинцев (Подляшье, Волынь , Люблинщина) на юго-востоке этой территории.

К 250 году н.э. поселение в Померании, у Балтийского моря, были оставлены носителями этой культуры, кроме земель более Вислой и Западным Бугом (территории Мазовии и Люблинщины). В то время море уже называлось римлянами Mare Suevikum (Швабское, Свевське) море, или Germanicum (Немецкое).

Передвижение готов дальше на юг в 200-250 годах сначала в бассейны рек Южный Буг и Днепр, а затем и в бассейн Днестра и Прута приводит к образованию Черняховской культуры древних украинский и готов.

Разница между Черняховской и вельбарской культуры доказывает, что готы на территории Украины не создали государство с материальной культурой, подобной вельбарской, а образовали черняховской культуре вместе с более развитыми культурно праукраинцами. Ведущие археологи-слависты считают, что Черняховская культура сформировалась в конце II в. на Верхнем Днестре и Волыни на основе праславянской зарубинецкой людей с некоторыми восточногерманские воздействиями вельбарской культуры. Отсюда она быстро распространилась на юг до устья Дуная и Черного моря и на восток до бассейна Донца.

Характеристика

    Очевидна разница между пшеворской культуры праполяками и вельбарской культуры готов, указывающие на отсутствие предварительного контакта между ними. Это доказывает, что готы пришли в Померанию со Средней Скандинавии (Геталанд).

    Возложение в могилу и кремация покойников зависели, очевидно, от этнической принадлежности каждого поселения: те, которые практиковали сжигания, вероятно, принадлежали готам и гепиды, а поселения, хоронили в могилах — автохтонным племенам (балтам и давним полякам). В могилах — орнаменты и одежду, в некоторых — шпоры, отсутствуют оружие и орудия. Напротив, пшеворской культуры характерны оружие и орудия в погребениях.

Исторические источники

    Согласно Иордана, вельбарской культура совпадает территориально и по времени с движением готов из Скандинавии и их поселением в Готискандзу (лат. Gothiscandza — обычно выводят из готского Gutisk-andja, т.е. «готский границу»), откуда они согнали местных руги и вандалов,
Плиний Старший дает им название гутонес (Gutones), Тацит — готонес (Gotones).

    Тацит называет характерными чертами народов Готискандзы (Луги, готов, руги и лемовиив) круглые щиты, короткие мечи и крепкую королевскую .

21.03.2012

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *